Дифтерия

при подозрении на дифтерию необходимо

Дифтерия – о. инф заболевание, вызываемое коринебактериями дифтерии, передаваемое преимущественно воздушно-капельным путем и морфологически характеризующиеся местным воспалением слизистой рото- и носоглотки, а также явлениями интоксикации с поражением ЦНС, ССС.

Дифференцировать с бактериальными ангинами, ангиной Симановского-Венсана, кандидозными ангинами, герпетическим поражением, ангиной при скарлатине, инфекционным мононуклеозом, заболеваниями крови, ожогами полости рта.

Лакунарная бактериальная ангина: острое начало, т-ра, сильная боль в горле, интоксикация (при локализованной дифтерии интоксикация выражена умеренно). Яркая гиперемия дужек, миндаллин. Т-ра при ангине держится 5-7 дней, после исчезновения налетов. При дифтерии т-ра снижается раньше, чем исчезают налеты. Дифтерийные налеты: с трудом снимаются шпателем, не растираются, на месте удаления кровоточащая поверхность, возникают вновь, тонут в воде, чернеют при обработке теллуритом. Фоликулярная – сильная интоксикация, на поверхности миндаллин выявляются желтые нагноившиеся фоликулы, увеличены регионарные л/узлы. При кандидозной ангине нерезкая гиперемия, белые творожистые налеты, легко снимаются и растираются.

Ангина Симановского-Венсана: одностороннее поражение миндалин в виде глубокой язвы с неровными краями, дно покрыто зеленовато-серым налетом. Неприятный запах изо рта. При снятии умеренно кровоточит. Инфекционный мононуклеоз: симптомы развиваются медленно, мах к 5-6 дню (в отличии от токсической дифтерии зева, когда быстро нарастает отек клетчатки шеи). Сначала увеличиваются л/у на шее, потом появляются рыхлые налеты на миндалинах. При лабораторной диагностике атипечные мононуклеары, серология – р-ция Пауля-Бунюэля.

Агранулоцитарная ангина: острое начало, т-ра 39-40, слабость, боль в горле. На миндалинах серый, трудно отделяющийся налет. Некротические участки, очищаясь образуют обширную язвенную поверхность. ОАК – резкая лейкопения, снижение нейтрофилов, относительный лимфоцитоз.

Врачебная тактика: госпитализация, мазок из зева, носа, введение сыворотки по Безредко. Правила введения сыворотки по Безредко: 0,1 мл в/к 1:100, 20 мин – если папула d 50-60 мкмоль/л), динамика биллирубина по фракциям, почасовой прирост биллирубина – не >5-6/час в норме),ОАК, иммунодиагностика – р-ция Кумбса прямая (оценка наличия иммунных комплексов) – Эр плода + антиглобулиновая сыворотка  агглютинация ИК. При АВО положительная ч/з 2-3 дня, при Rh сразу. Непрямая р-ция Кумбса: сыворотка новорожденного + известные Эр (барана) на сутки в термостат, отмывание + антиглобулиновая сыворотка агглютинация (положительная на 1-2 сут).

Источник: http://studfiles.net/preview/2282718/page:11/

При сборе эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить контакт с больным дифтерией, носителями токсигенных дифтерийных палочек, больными ангиной. Необходимо иметь сведения о прививках против дифтерии (получить данные из поликлиники с указанием дат проведения вакцинации и ревакцинации).

При сборе анамнеза заболевания уточнить дату (время суток, час) начала заболевания и последовательность развития всех симптомов болезни (повышение температуры тела, вялость, слабость, боль в горле при глотании и др.).

При осмотре больного следует обратить внимание на тяжесть состояния, выраженность симптомов интоксикации, изменения со стороны ротоглотки (гиперемия, отечность миндалин, дужек, язычка, наличие островчатых, пленчатых налетов на миндалинах, их распространение за пределы миндалин, попытаться снять налет и растереть его между предметными стеклами). Определить степень увеличения и болезненность тонзиллярных лимфатических узлов, отек клетчатки вокруг лимфатических узлов или его распространение на шею.

Все собранные данные записываются и оформляются в виде истории болезни.

При обосновании диагноза необходимо обратить внимание на контакт с больным дифтерией или бактерионосителем токсигенной дифтерийной палочки. Сведения о прививках против дифтерии, охарактеризовать начальные симптомы заболевания и симптомы, выявленные при поступлении в отделение.

Диагноз дифтерии любой локализации или подозрение на дифтерию первоначально ставится только на основании клинических или клинико-эпидемиологических данных, после чего должна следовать экстренная госпитализации больного в стационар.

Для подтверждения диагноза необходимо учитывать результаты лабораторных методов исследования: бактериоскопии мазка слизи из зева, высев токсигенной дифтерийной палочки.

При назначении лечения нужно помнить, что дозы специфической противодифтерийной антитоксической сыворотки зависят от клинической формы заболевания. При лечении больного токсической формой дифтерии ротоглотки, помимо введения сыворотки, необходима дезинтоксикационная и гормональная терапия.

В динамике наблюдения за больным следует обращать внимание на исчезновение симптомов интоксикации, динамику изменений в зеве, отека клетчатки шеи, появление симптомов миокардита, невритов черепно-мозговых нервов, полирадикулоневритов.

Проверьте самоподготовку по теме: «Дифтерия», отвечая на вопросы тестового

контроля и ситуационных задач:

1. Возбудителем дифтерии является:

а) Corynebacterium diphteriae

б) Corynebacterium pseudotuberculosis

в) Corynebacterium Iramicumsepedonicum

г) Corynebacterium Pseudodiphthericum.

2. Лизогенная конверсия:

а) гибель коринебактерии

б) инфицирование коринебактерий бактериофагом

в) способ деления коринебактерий.

3. Развитие патогенеза заболевания связано со способностью бактерий вырабатывать:

в) некротизирующий фактор

г) дифтерийный токсин.

4. Для дифтерии ротоглотки характерно развитие:

а) крупозного воспаления

б) гнойного расплавления тканей

в) дифтеритического воспаления.

5. Типичным клиническим симптомом локализованной дифтерии ротоглотки является:

а) разлитая гиперемия зева

в) кратерообразное изъязвление миндалины

б) наличие фибринозной пленки на миндалинах

г) везикулы на слизистой полости рта.

6. Клиническими признаками токсической дифтерии являются:

б) отек подкожной клетчатки шеи

в) увеличение тонзиллярных лимфатических узлов

г) наличие фибринозных пленок на миндалинах

д) болевой синдром

ж) пластинчатое шелушение.

7. «Проба на растирание»

а) метод клинической диагностики дифтерии

б) метод лабораторной диагностики.

8. Вакцинация против дифтерии:

а) предотвращает развитие заболевания

б) профилактирует развитие токсических форм заболевания.

9. Препарат для вакцинации против дифтерии здорового ребенка в 3-х месячного возраста:

в) АДС-М анатоксин

10. Осложнением токсической дифтерии являются:

е) параличи и парезы.

11. При токсическом нефрозе в анализах мочи отмечаются:

12. Разовая доза антитоксической противодифтерийной сыворотки для лечения токсической дифтерии:

в) 100-150 тыс. АЕ

г) 300-450 тыс. АЕ.

13. Для дифтерии гортани характерно:

а) осиплость голоса

б) грубый лающий кашель

в) наложения на миндалинах

г) затрудненное дыхание

14. Дифтерийный круп следует дифференцировать

а) с крупом при ОРВИ

б) врожденным стридором

15. Дифтерийный круп:

а) возникает внезапно

б) развивается постепенно

в) наблюдается полная афония

г) течение волнообразное.

Проверьте ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — г; 4 — в; 5 — б; 6 – а,б,в,г,д; 7 — а; 8 — б; 9— б; 10 — б,д,е; 11– б,г; 12— в; 13 – а, б, г; 14 – а,б; 15– б,в

Сумма эталонных ответов – 25.

Расчет оценки ответа студента:

а(сумма правильных ответов)

б(сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно

При К равном 0,7 – 0,9 – удовлетворительно

Ответьте на вопросы следующих задач:

I. У ребенка 3 лет 2 мес., поступившего в боксированное отделение с диагнозом лакунарная ангина, на второй день болезни при осмотре в отделении обнаружена неяркая гиперемия зева, на правой миндалине налет серо-белого цвета с гладкой поверхностью, выступающий над поверхностью миндалины, трудно снимающийся. Тонзиллярные лимфатические узлы справа увеличены до 1 см, малоболезненные. Ребенок бледный, вялый температура тела 37,7°C.

1) Поставьте диагноз с указанием клинической формы заболевания.

2) На основании каких клинических симптомов поставлен диагноз?

3) Какие лабораторные методы могут подтвердить диагноз?

4) Назначьте лечение больному.

5) Проведите противоэпидемические мероприятия в семье.

II. В отделении находится больной 5-ти лет с диагнозом: токсическая дифтерия ротоглотки II степени.

1) Какие жалобы больного, данные анамнеза и осмотра в отделении, позволяют поставить этот диагноз?

III. У ребенка 6 лет, больного токсической дифтерией II степени, на 7-й день

болезни появились симптомы: незначительное расширение границ сердца, приглушение тонов, некоторое увеличение границ печени.

1) О чем следует думать?

2) Какие дополнительные исследования следует провести?

3) Какие лекарственные препараты следует назначить больному?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  мазок из глотки на дифтерию

IV. Ребенок 7 лет поступил в отделение с диагнозом токсическая дифтерия ротоглотки II степени.

1)Какие клинические симптомы дают возможность поставить этот диагноз?

2)Какие из перечисленных ниже лекарственных препаратов нужно назначить больному?

1) реополиглюкин, 2/ плазма, 3/ дифтерийный анатоксин, 4/ противодифтерийная сыворотка, 5/ антибиотики, 6/ витамины, 7/ преднизалон., 8/ седуксен, 9/люминал, 10/ противостолбнячная сыворотка.

V. Ребенок 4-х лет поступил в диагностическое отделение на третий день болезни с диагнозом: некротическая ангина. Мальчик заболел остро: повысилась температура тела до 39°C, появилась боль в горле, увеличились тонзиллярные лимфоузлы, появился отек подкожной клетчатки, доходящий до середины шеи. На второй день от начала заболевания появился кашель осиплость голоса, затрудненный вдох. В приемном отделении состояние расценено как тяжелое. Отмечены трудно-снимаемые фибринозные налеты на миндалинах, дужках, мягком небе. Голос сиплый. Кашель “глухой”.

1. Поставьте диагноз.

2. На основании каких симптомов поставлен диагноз?

3. Назначьте лечение больному.

4. Какие лабораторные исследования помогут подтвердить диагноз?

5. Условия выписки ребенка из стационара.

VI. Мальчик 4 лет заболел остро, повысилась температура до 38 С, появились боли в

горле, кашель. На следующий день появилась осиплость голоса, кашель усилился.

На 3-й день болезни – кашель беззвучный, затрудненное дыхание, экспираторная одышка. Госпитализирован с диагнозом ОРВИ круп. Несмотря на проводимую терапию (ингаляции, парокислородная палатка) в последующие дни состояние ухудшалось, одышка нарастала, отмечено выпадение пульсовой волны на вдохе, потливость.

1. Предполагаемый диагноз.

2. Какие исследования помогут подтвердить диагноз.

3. Назначьте лечение больному.

Дима С, 2 лет 6 мес. заболел З/Х, появилась температура тела до 38°C, пожаловался на боль в горле. Участковым педиатром осмотрен 4/Х, поставлен диагноз: лакунарная ангина. Назначены: флемоксин, питье, полоскание горла раствором фурациллина, димедрол, взят мазок из зева и носа на дифтерию. 5/Х активно посещен педиатром, который отметил, что наложения приобрели тенденцию к распространению по поверхности миндалин, стали более плотными, не снимаются пинцетом. С подозрением на дифтерию ротоглотки ребенок госпитализирован.

При поступлении: состояние больного средней тяжести, температура тела 37,5°C. Жалоб не предъявляет. Кожные покровы чистые, несколько бледноваты. Тонзиллярные лимфоузлы до 1 см в диаметре мягко—эластичной консистенции, безболезненные. Зев умеренно гиперемирован. Миндалины несколько увеличены, на их поверхности налеты серовато-белого цвета плотные, почти полностью покрывающие поверхность, при попытке снять их пинцетом не снимаются, поверхность миндалины кровоточит.

Ребенок имел контакт с отцом, больным ангиной. Привит против дифтерии: 1 вакцинация АКДС-вакциной в возрасте 5 мес. Вакцинация сопровождалась реакцией в виде гипертермии до 39,5 °C. и судорог, 2 вакцинация АДС-М анатоксином в возрасте 1 года. Ревакцинация не проводилась из-за отказа родителей.

Решая данную задачу, ответьте на следующие вопросы:

1.Поставьте диагноз, соответственно классификации. (3)

2.К какому роду и виду бактерий относится возбудитель инфекции? (2)

3.Какие биологические варианты предполагаемых возбудителей различают? (3)

4.Какие виды возбудителя предполагаемой инфекции различают по основному биологическому свойству: (2)

5.Какой возможный источник инфекции у нашего больного? (3)

6.Пути передачи дифтерии? (3)

7.Назовите входные ворота для возбудителя предполагаемой инфекции. (7)

8.Назовите минимальный титр антитоксических антител в сыворотке крови, при котором не должно возникать токсических форм заболевания у ребенка? (1)

РПГА 1:40 и выше

9. Назовите клинические формы болезни, в зависимости от входных ворот инфекции. (7)

10. Укажите в каких формах может протекать дифтерия ротоглотки. (5)

11. Какие клинические симптомы и данные анамнеза дали возможность поставить диагноз больному? (12)

12. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику болезни? (4)

13. Дайте характеристику этиотропного препарата и укажите метод его введения. (7)

14. Назначьте лечение больному с указанием разовой и курсовой дозы препарата. (3)

15. Какой клинический симптом служит основанием для отмены специфического препарата в процессе лечения? (1)

16. При каком обязательном условии реконвалесцент может быть выписан домой? (1)

17. Назовите отечественные вакцинальные препараты, которыми может проводится иммунизация против данного заболевания. (5)

18. Напишите календарь иммунизации против данной инфекции. (11)

19. Какие ошибки были допущены при иммунизации ребенка? (3)

20. Напишите индивидуальный календарь прививок данному ребенку. (10)

21.Какие виды бактерионосительства различают в зависимости от основного свойства возбудителя данной инфекции? (2)

Сумма эталонных ответов – 95.

Расчет оценки ответа студента:

а(сумма правильных ответов)

б(сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно

При К равном 0,7 – 0,9 – удовлетворительно

Эталоны ответов к тест-задаче

1. Дифтерия ротоглотки локализованная пленчатая форма.

2. Род – Corynebacterium, вид — Corynebacterium diphtheriae.

3. С. diphtheriae gravis, mitis, intermedius.

4. С. diphteriae токсигенные, нетоксигенные.

5. Больной, бактерионоситель; отец ребенка.

6. Воздушно-капельный, контактно-бытовой, пищевой.

7. Глаз, зев, кожа, половые органы, дыхательные пути.

8. Минимальный титр антител сыворотки крови 1:20.

9. Дифтерия глаза, носа, ротоглотки, кожи, половых органов, гортани.

10. Дифтерия ротоглотки: локализованная островчатая, локализованная пленчатая, распространенная, субтоксическая, токсическая I, II, III.

11. Повышение температуры тела, боль в горле, налет на миндалинах, тенденция к распространению налета, налет не снимается пинцетом, бледность кожных покровов, умеренное увеличение тонзиллярных лимфатических узлов, безболезненность тонзиллярных лимфатических узлов, умеренная гиперемия зева, увеличение миндалин, кровоточащая поверхность миндалин после снятия налета, контакт с больным ангиной отцом.

12. Лакунарная ангина, фолликулярная ангина, некротическая ангина, грибковая

ангина, инфекционный мононуклеоз.

13. Антитоксическая противодифтерийная сыворотка

разовая доза – 20 тыс. АЕ; курсовая доза – 40 тыс. АЕ.

— проба на «чувствительность» к АДПС

— 0,1 разведенной 1 : 100 сыворотки внутрикожно,

— через 30 мин. 0,1 неразведенной сыворотки подкожно,

— через 30 – 45 мин. положенная доза внутримышечно .

15. Исчезновение дифтерийного налета и интоксикации.

16. Клиническое выздоровление, двухкратное обследование — посев слизи из зева и носа

17. АКДС – вакцина, АДС- анатоксин, АД – анатоксин, АДС-М –анатоксин, АД-М –

18.Вакцинация – 3 мес.,4мес., 5 мес., ревакцинация – 18 мес., 6 лет., 11 лет, 16 лет, 26

лет, 36 лет, 46 лет, 56 лет.

19.Поздно начали иммунизацию, большой интервал между 1 и 2-ой вакцинациями,

надо было убедить родителей в необходимости иммунизации.

20.Вакцинация: 5 мес, 1 год; ревакцинация: 2 года 1 мес, 6 лет, 11 лет, 16 лет, 26 лет, 36 лет, 46 лет, 56 лет.

21.Носительство токсигенной c.diphtheriae,

носительство нетоксигенной с. diphtheriae.

Сумма эталонных ответов – 95.

Расчет оценки ответа студента:

а(сумма правильных ответов)

б(сумма эталонных ответов)

При К ниже 0,7 оценка – неудовлетворительно

При К равном 0,7 – 0,9 – удовлетворительно

Методом лечения дифтерии является специфическая детоксикация – введение антитоксической противодифтерийной сыворотки (АПДС) по методу Безредко. В сочетании с инфузионной терапией, антибактериальной терапией, гормональной терапией, плазмаферезом. При дифтерии дыхательных путей (ларинготрахеобронхите) проводится оперативное лечение – интубация или трахеотомия.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-90904.html

В распространении дифтерии, несомненно, большую роль играют бациллоносители. Однако проблема борьбы с бациллоносительством до сих пор не разрешена. Попытки стерилизации зева и носа, для чего было предложено огромное количество средств, остались безуспешными. Большинство авторов считает лучшим средством для освобождения от бациллоносительства пребывание на свежем воздухе.

Проблема бациллоносительства потеряла свою остроту с введением активной иммунизации дифтерийным токсином, эффективность которой признана теперь всеми. Активная иммунизация детей с первого гола жизни является необходимым мероприятием для борьбы с дифтерией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  дифтерия этиология клиника лечение эпидемиология

Лучшим прививочным материалом, как это было установлено на Международном конгрессе педиатров в 1931 г., является анатоксин Рамо на (токсин, обработанный формалином), сохраняющий свои иммунные свойства и лишенный токсических свойств. Механизм действия прививок тщательно изучен в Институте экспериментальной медицины. Установлено, что не у всех детей при введении анатоксина в организме вырабатываются антитела. Приблизительно у 10% детей иммунитет не вырабатывается (рефрактерные дети). Такие дети могут заболеть.

Естественно, что научная мысль работала в направлении изыскания способов для уменьшения числа рефрактерных детей. Эксперименты показали, что, оставаясь рефрактерными к выработке антитоксина при первой прививке, дети совсем иначе реагируют на вторую прививку и количество антитоксина в крови у них резко увеличивается. Эти данные легли в основу проведения второй прививки через 3 недели после первой. Дальнейшие исследования показали, что содержание антитоксина остается на определенной высоте в течение 3-4 месяцев, а затем начинает падать. Введение анатоксина спустя этот период повышает иммунитет и удерживает его на достаточной высоте. Таким образом стала ясной необходимость проведения ревакцинации.

В настоящее время прививки против дифтерии проводятся следующим образом: первая прививка производится ребенку в возрасте 5-6 месяцев путем двукратного введения анатоксина; интервал между первым и вторым введением анатоксина — 3 недели.

Последующие прививки (ревакцинации) проводятся детям следующих возрастов: 1 года, 3 лет, 7 лет и 12 лет. Вводится вакцинация, и ревакцинация против коклюша одновременно с прививками против дифтерии.

Основным методом борьбы с дифтерией является активная иммунизация. Однако и здесь остаются в силе положения, приведенные в главе об общих мероприятиях по борьбе с инфекцией: необходимо максимально ограждать коллектив от контакта с заразными больными и бациллоносителями.

Особые формы дифтерии и бациллоносительства. У детей раннего возраста наиболее часто встречается дифтерия носа, гортани и кожи. Наиболее трудна для распознавания дифтерия кожи.

Диагноз дифтерии зева при тщательном наблюдении за состоянием ребенка и внимательном осмотре зева поставить нетрудно: точечные или распространенные налеты на сравнительно бледных миндалинах должны возбудить подозрение на дифтерию и заставить немедленно произвести бактериологическое исследование. При задержке бактериологического ответа (отсутствие роста, слабый рост) более чем на сутки исследование надо повторить, но в лечении больного руководствоваться клинической картиной и не откладывать введения сыворотки до получения бактериологического анализа.

Диагноз дифтерии носа ставят на основании клинической картины (сукровичный насморк); нередко помогают и оториноларингологические исследования, при которых обнаруживаются пленки и изъязвления носовой перегородки. В некоторых случаях подозрение на дифтерию возникает при сопении ребенка, в дальнейшем диагноз подтверждается положительным бактериологическим исследованием.

Дифтерия гортани редко начинается с лающего кашля и явно стенотического дыхания; чаще заболевание развивается постепенно. Уже при легком изменении голоса ребенка необходимо установить над ним тщательное клиническое наблюдение и произвести бактериологическое исследование. Если данные исследования подтверждают предположение о наличии дифтерии или же ухудшается клиническая картина, ребенка необходимо госпитализировать.

Длительно не заживающие на коже язвы с серым грязным дном также вызывают подозрение на дифтерию.

Реже встречается дифтерия слизистой оболочки глаз (конъюнктивит) и дифтерия половых органов. Дифтерия конъюнктивы глаз сопровождается резким отеком век и выделением кровянистой жидкости. Конъюнктивы отечны, гиперемированы и покрыты серовато-желтым плотным налетом. Эта форма дифтерии довольно опасна, так как дифтерийный процесс, перейдя на роговицу, может вызвать ее повреждение, ослабление и потерю зрения.

Дифтерия половых органов у девочек характеризуется отеком, припухлостью, выделениями из половых органов и появлением на вульве и во влагалище налетов, а также припуханием паховых лимфатических узлов.

Сывороточное лечение применяют немедленно после установления клинического диагноза дифтерии по следующей схеме.

Дифтерия зева: локализованная (налеты на миндалинах) — 5000-15 000 АЕ, распространенная (налеты на миндалинах, дужках и языке) — 15 000-20 000 АЕ, токсическая (сильный отек зева и шейной клетчатки) — 20 000-50 000 АЕ, дифтерия гортани — 15 000-20 000 АЕ, дифтерия носа — 5000-10 000 АЕ, дифтерия редкой локализации — 10 000- 15 000 АЕ.

Во избежание тяжелых явлений сывороточной болезни лучше применять очищенную сыворотку (диаферм).

При подозрении на дифтерию необходимо немедленно изолировать больного, а также тщательно продезинфицировать помещение, в котором он находился, и вещи, с которыми он соприкасался. Особенно тщательно нужно дезинфицировать игрушки и посуду. Кроме того, проводят поголовное обследование детей и персонала на бациллоносительство.

Бациллоносители должны быть немедленно удалены из коллектива до исчезновения палочек. Если же бациллоносительство продолжается больше. 8 недель, то такой бациллоноситель допускается в коллектив, но должен находиться под постоянным и тщательным наблюдением.

Источник: http://www.blackpantera.ru/pediatrics/27444/

В случае выявления больного с дифтерией необходимо обеспечить немедленную информацию о выявленном больном. Проинформированы должны быть поликлиника по месту жительства больного, главный врач больницы, где обнаружено заболевание, служба санитарно-эпидемиологического надзора.

• заболевания — ангины, тонзиллиты, назофарингиты, ларингиты с патологическими наложениями в виде островков или пленок, паратонзиллярные абсцессы;

• лица, имевшие контакт с больным дифтерией, прибывшие из неблагоприятных по этой инфекции регионов, не имеющие определенного места жительства.

Больные госпитализируются в инфекционное отделение. При госпитализации больных с ангинами в стационаре должно быть обеспечено активное наблюдение за пациентом. В течение 3 дней необходимо следить за характером изменений налетов на миндалинах.

Проводится обязательное лабораторно-диагностическое обследование больного — осуществляется забор материала из зева и носа для бактериологического исследования (материал берется трижды). Взятие мазков могут проводить врач, фельдшер, медицинская сестра, лаборант. Для забора исследуемого материала используют стерильные сухие ватные тампоны. Материал из носа и зева берут отдельными тампонами натощак или не более 2 часов после еды, а также до применения полоскания или других видов лечения. Вращательными движениями тампона необходимо захватить слизь с пораженных миндалин на границе воспалительного очага с налетами и здоровых тканей. При отсутствии наложений (налета) слизь забирают с поверхности миндалин, нёбных дужек, язычка, при этом нельзя касаться слизистой языка и щек. При взятии слизи из носа следует предварительно очистить носовые ходы или протереть слизистые поверхности сухим ватным фитилем и убрать корки. После этого надо снять секрет, для чего тампон вводят глубоко в каждую ноздрю, плотно прикасаясь всеми его сторонами к стенкам и перегородкам носа. В случаях дифтерии редкой локализации — глаза, уши, кожа, раны и т. д., помимо материала из пораженных участков, берутся мазки из зева и носа. При прямой ларингоскопии материал (слизь, пленка) собирают непосредственно из гортани. В случаях оперативного вмешательства слизь для бактериологического исследования следует брать из интубационной трахеостомической трубки, а также пленки, измельченной при операции. Для забора материала при кожной форме дифтерии необходимо пораженные участки протереть промокательными движениями стерильной марлевой салфеткой или тампоном, смоченным стерильным физиологическим раствором, осторожно приподнять или отодвинуть струпы и корочки и после этого взять тампонами секрет с пораженного участка. Затем тампоны помещаются в сухие стерильные пробирки.

Окончательный диагноз дифтерии устанавливается только при наличии налетов и лабораторного подтверждения. При отсутствии пленок и обнаружении в мазках коринебактерий дифтерии следует устанавливать диагноз — «бактерионосительство дифтерии».

В случае выявления больного с дифтерией проводят противоэпидемические мероприятия, целью которых является локализация и ликвидация очага. После проведения срочной госпитализации необходимо прокипятить белье, посуду, игрушки, которыми он пользовался, сделать влажную уборку помещения с применением дезинфицирующих средств. В домашних очагах эти мероприятия выполняют родственники больного под контролем медицинского персонала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  забор материала на дифтерию

За лицами, контактировавшими с больным или носителем, устанавливается ежедневное медицинское наблюдение с термометрией в течение 7 дней с момента изоляции источника инфекции. Бывшие в контакте должны быть однократно обследованы бактериологически и осмотрены в течение первых 3 дней отоларингологом. Серологическому обследованию в очагах дифтерийной инфекции подлежат только лица, имевшие непосредственный контакт с больным или носителем, при отсутствии документального подтверждения факта проведения им прививок против дифтерии.

В целях профилактики заболевания дифтерией проводится плановая иммунизация населения. Для этого составляется план проведения профилактических прививок, который согласовывается с органами здравоохранения соответствующего региона и контролируется санитарно-противоэпидемической службой. Прививки проводятся препаратами, зарегистрированными на территории Российской Федерации в установленном порядке, в строгом соответствии с инструкциями по применению.

Сокращение интервалов между вакцинациями не допускается! Отказ от прививки оформляется письменным подтверждением.

Источник: http://bib.social/terapiya_1014/profilaktika-difterii-121364.html

Äèôòåðèÿ — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå ïðåèìóùåñòâåííî äåòåé ñ ïîðàæåíèåì çåâà (òÿæåëàÿ àíãèíà), ðåæå ðàçâèâàåòñÿ îñòðûé îòåê ãîðòàíè (êðóï) ñ ïðèñòóïàìè óäóøüÿ. Äèôòåðèÿ âûçûâàåòñÿ äèôòåðèòíîé ïàëî÷êîé. Îíà óñòîé÷èâà âî âíåøíåé ñðåäå, ïîãèáàåò ïðè êèïÿ÷åíèè è ïîä âîçäåéñòâèåì äåçèíôèöèðóþùèõ ñðåäñòâ (õëîðàìèí, ïåðåêèñü âîäîðîäà, ôîðìàëèí, ëèçîë) â îáû÷íûõ êîíöåíòðàöèÿõ).  âîäå è ìîëîêå âûæèâàåò 7 äíåé, íà ïîñóäå, èãðóøêàõ, áåëüå ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ íàñêîëüêî íåäåëü. Ïîä âîçäåéñòâèåì ñîëíå÷íûõ ëó÷åé ïîãèáàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ.

Èñòî÷íèê èíôåêöèè — áîëüíûå äèôòåðèåé, à òàêæå íîñèòåëè äèôòåðèéíîé ïàëî÷êè. Ïóòü ïåðåäà÷è èíôåêöèè — ïðåèìóùåñòâåííî âîçäóøíî-êàïåëüíûé, íî âîçìîæíà è ïåðåäà÷à èíôåêöèè ÷åðåç ïîñóäó, ïðåäìåòû óõîäà, èãðóøêè, áûâøèå â óïîòðåáëåíèè áîëüíîãî. Äëÿ çàðàæåíèÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì íåîáõîäèì òåñíûé êîíòàêò ñ áîëüíûì, òàê êàê ïàëî÷êà äèôòåðèè ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íå áîëåå ÷åì íà 2 ì îò áîëüíîãî.

Íåïðèâèòûå äåòè èìåþò âûñîêèé ðèñê çàáîëåòü äèôòåðèåé ïðè êîíòàêòàõ ñ áîëüíûì èëè íîñèòåëåì âîçáóäèòåëÿ. Èììóíèòåò ïîñëå äèôòåðèè íåñòîéêèé. Âîçìîæíû ïîâòîðíûå ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ. Ó ïðèâèòûõ äåòåé çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò â ëåãêîé, íåîïàñíîé äëÿ æèçíè ôîðìå.

Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ ïðîäîëæàåòñÿ îò 2 äî 10 äíåé. Ñàìîé ÷àñòîé ëîêàëèçàöèåé äèôòåðèè ÿâëÿþòñÿ ðîòîãëîòêà, ãîðòàíü è íîñ, ðåäêî äèôòåðèÿ ïîðàæàåò êîæó, îáëàñòü ðàí, ïóïî÷íóþ ðàíêó, óõî, ãëàçà, ïîëîâûå îðãàíû. Äèôòåðèéíàÿ ïàëî÷êà ïðèæèâàåòñÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå, íî âûäåëÿåìûé åþ ÿä(òîêñèí)ðàçíîñèòñÿ êðîâüþ è ëèìôîé ïî âñåìó îðãàíèçìó. Òîêñèí íà ìåñòå âíåäðåíèÿ âûçûâàåò âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ñ îáðàçîâàíèåì íà íåé ïëîòíîãî ïëåí÷àòîãî íàëåòà ñåðî-áåëîãî öâåòà.  çàâèñèìîñòè îò ìåñòà ïðîíèêíîâåíèÿ è ðàçìíîæåíèÿ äèôòåðèéíûõ ïàëî÷åê íàáëþäàþòñÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû áîëåçíè: äèôòåðèÿ çåâà, íîñà, ãîðòàíè, ãëàç, íàðóæíûõ ïîëîâûõ îðãàíîâ è êîæè.

Äèôòåðèÿ çåâà — ñàìàÿ ÷àñòàÿ ëîêàëèçàöèÿ äèôòåðèè. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî, ñ ïîäúåìà òåìïåðàòóðû äî 38-39 ãðàä, ðåáåíîê æàëóåòñÿ íà áîëü â ãîðëå ïðè ãëîòàíèè. Ïîä÷åëþñòíûå ëèìôîóçëû ïðèïóõàþò.  çåâå îáíàðóæèâàåòñÿ ïîêðàñíåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, íà ìèíäàëèíàõ — íàëåòû ñåðîâàòî-áåëûå, ïëåí÷àòûå. ×åì îáøèðíåå íàëåòû, òåì ñèëüíåå èíòîêñèêàöèÿ îðãàíèçìà è òÿæåëåå òå÷åíèå áîëåçíè.

Ìîæåò ðàçâèòüñÿ òîêñè÷åñêàÿ ôîðìà äèôòåðèè. Îíà íà÷èíàåòñÿ îñòðî, òåìïåðàòóðà ïîâûøàåòñÿ ïî 39-40 ãðàä, ìîæåò áûòü ñèëüíàÿ áîëü ïðè ãëîòàíèè, íåîäíîêðàòíàÿ ðâîòà. Ïîÿâëÿåòñÿ îáùàÿ ñëàáîñòü è âÿëîñòü, ëèöî áëåäíîå, ïóëüñ ÷àñòûé. Âîçíèêàåò îòåê ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè â îáëàñòè ïîä÷åëþñòíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ, êîòîðûé ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ïî÷òè íà âñå øåþ, èíîãäà íà ãðóäíóþ êëåòêó. Îäèí èç ðàííèõ ïðèçíàêîâ òîêñè÷åñêîé äèôòåðèè – îòåê çåâà, êîãäà òêàíè ìèíäàëèí è ìÿãêîãî íåáà ñìûêàþòñÿ, ïî÷òè íå îñòàâëÿÿ ïðîñâåòà. Ïëåí÷àòûé íàëåò ïîêðûâàåò íåáî, íîñîãëîòêó, äûõàíèå ñòàíîâèòñÿ õðèïëûì, ðîò ïîëóîòêðûò, ïîçæå ïîÿâëÿþòñÿ îáèëüíûå âûäåëåíèÿ èç íîñà. Ïðè îñìîòðå çåâà îùóùàåòñÿ ñëàäêîâàòûé çàïàõ èçî ðòà.

Íàèáîëåå ðàííèì îñëîæíåíèåì òîêñè÷åñêîé ôîðìû äèôòåðèè (â 1-3-é äíè áîëåçíè) ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà. Ýòî îñëîæíåíèå âîçíèêàåò òîëüêî ó íåïðèâèòûõ äåòåé. Âòîðûì ïî âðåìåíè âîçíèêíîâåíèÿ âîçìîæíûì îñëîæíåíèåì (êîíåö ïåðâîé-íà÷àëî âòîðîé íåäåëè) ÿâëÿåòñÿ ìèîêàðäèò (âîñïàëåíèå ñåðäå÷íîé ìûøöû), ïðîÿâëÿþùèéñÿ ó÷àùåíèåì èëè óðåæåíèåì ðèòìà ñåðäöà, ñíèæåíèåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, áîëÿìè â æèâîòå è ðâîòîé. Ðàçâèòèå îñòðîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ñìåðòåëüíîãî èñõîäà áîëåçíè.  ýòî æå âðåìÿ âîçíèêàþò è äðóãèå îñëîæíåíèÿ: ïàðàëè÷è ìÿãêîãî íåáà, ãíóñàâîñòü ãîëîñà, ïîïåðõèâàíèå è âûòåêàíèå æèäêîé ïèùè èç íîñà âî âðåìÿ åäû è ïèòüÿ. Âîçìîæíà ñìåðòü îò ïàðàëè÷à äûõàíèÿ.

Ïîðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ êàê ïåðâè÷íûé ïðîöåññ áåç ïðèçíàêîâ ïîðàæåíèÿ ðîòîãëîòêè. Äèôòåðèÿ ãîðòàíè ìîæåò ïðîòåêàòü áåç ñòåíîçà (ñóæåíèÿ) ãîðòàíè èëè ñî ñòåíîçîì. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà äèôòåðèéíûå ïëåíêè çàêðûâàþò óçêèå íîñîâûå õîäû, â ñâÿçè ñ ÷åì çàòðóäíÿþòñÿ ñîñàíèå è íîñîâîå äûõàíèå. Õàðàêòåðíû ñóêðîâè÷íûå âûäåëåíèÿ èç íîñà, â íîñîâûõ õîäàõ âèäíû êîðî÷êè.

Ïðè äèôòåðèè ëå÷åáíîå ïèòàíèå ñòðîèòñÿ ñ ó÷åòîì ïåðèîäà áîëåçíè, âûðàæåííîñòè ñïåöèôè÷åñêîé èíòîêñèêàöèè, ìåñòíûõ èçìåíåíèé è ðàçâèâàþùèõñÿ îñëîæíåíèé. Ïðè ëåãêèõ ôîðìàõ ñ íåçíà÷èòåëüíûìè èëè óìåðåííûìè ìåñòíûìè èçìåíåíèÿìè ïèòàíèå ïðîâîäèòñÿ òàê æå, êàê ïðè ñêàðëàòèíå. Çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè âîçíèêàþò ïðè êîðìëåíèè äåòåé ñ îñëîæíåííûìè ôîðìàìè äèôòåðèè â âèäå êðóïà, ðàñïðîñòðàíåííûõ ïàðåçîâ è ïàðàëè÷åé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ íàðóøåíèåì àêòà ãëîòàíèÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ äåòåé êîðìÿò ÷åðåç çîíä. Îáúåì ïèùè óìåíüøàåòñÿ ïðè ñîõðàíåíèè íîðìàëüíûõ ñîîòíîøåíèé ïèùåâûõ èíãðåäèåíòîâ. ×åðåç çîíä ââîäèòñÿ æèäêàÿ, óìåðåííî òåïëàÿ ïèùà â âèäå ïðîòåðòûõ ñóïîâ, êàø, ïðîòåðòîãî ìÿñíîãî ôàðøà, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ. Èç-çà âûðàæåííîé êèñëîðîäíîé íåäîñòàòî÷íîñòè öåëåñîîáðàçíî äëÿ óñèëåíèÿ ãëèêîëèçà äàâàòü ïèòü ñëàäêèå íàïèòêè: 5%-íóþ ãëþêîçó, ñëàäêèé ÷àé, ñîêè. Ïðè óëó÷øåíèè ñîñòîÿíèÿ äèåòà áûñòðî ðàñøèðÿåòñÿ äî âîçðàñòíîé.

Äèôòåðèÿ íîñà— õàðàêòåðèçóåòñÿ óïîðíî ïðîòåêàþùèì íàñìîðêîì. Îáùåå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ìîæåò áûòü íå íàðóøåíî, òåìïåðàòóðà íîðìàëüíàÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ðîäèòåëè â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçäíî îáðàùàþòñÿ çà âðà÷åáíîé ïîìîùüþ.

Ïðè ìàëåéøåì ïîäîçðåíèè íà äèôòåðèþ íåîáõîäèìî âûïîëíèòü äâà ïîñåâà ñëèçè: èç çåâà è èç íîñà — íà äèôòåðèéíóþ ïàëî÷êó. Ïðåäâàðèòåëüíûé îòâåò áûâàåò ãîòîâ íà 2-é äåíü, îêîí÷àòåëüíûé — íà 3-5-å ñóòêè. Ïðè ïîäîçðåíèè íà äèôòåðèþ ðåáåíîê äîëæåí áûòü ñðî÷íî ãîñïèòàëèçèðîâàí, òàê êàê íåîáõîäèìû åæå÷àñíîå âðà÷åáíîå íàáëþäåíèå çà ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî, ïðîâåäåíèå ñâîåâðåìåííîãî ñïåöèôè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ àíòèòîêñè÷åñêîé ïðîòèâîäèôòåðèéíîé ñûâîðîòêîé, ìîãóò ïîòðåáîâàòüñÿ âðà÷åáíûå ìàíèïóëÿöèè (èíòóáàöèÿ èëè òðàõåîòîìèÿ ïðè êðóïå). Ëå÷åíèå íà äîìó íå ïðîâîäèòñÿ. Âûçäîðîâëåíèå îò äèôòåðèè îïðåäåëÿåò âðà÷ äåòñêîãî èíôåêöèîííîãî ñòàöèîíàðà. Áîëüíûõ äèôòåðèåé âûïèñûâàþò íå ðàíåå 14-ãî äíÿ ïîñëå èñ÷åçíîâåíèÿ âñåõ ïðèçíàêîâ áîëåçíè, ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé è ïðè îòñóòñòâèè äèôòåðèéíîé ïàëî÷êè â ïîâòîðíûõ áàêòåðèîëîãè÷åñêèõ ïðîáàõ.

Ðåáåíêà â òå÷åíèå 3-6 ìåñÿöåâ ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ äîëæíû íàáëþäàòü ïåäèàòð, êàðäèîëîã, íåâðîïàòîëîã è îòîëàðèíãîëîã. Âîïðîñ î ïðîäîëæåíèè ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðîòèâ äèôòåðèè ðåøàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî, íî ïðè ó÷àñòèè âðà÷à-èììóíîëîãà è èíôåêöèîíèñòà.

Åñëè ðåáåíîê êîíòàêòèðîâàë ñ áîëüíûì äèôòåðèåé èëè áàêòåðèîíîñèòåëåì, òî íà íåãî íàêëàäûâàþò êàðàíòèí íå ìåíåå ÷åì íà 7 äíåé. Äåòè, ó êîòîðûõ âûÿâëåíî íîñèòåëüñòâî äèôòåðèéíîé ïàëî÷êè, äîëæíû áûòü ãîñïèòàëèçèðîâàíû.  î÷àãå äèôòåðèè ïîñëå ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíîãî äîëæíà áûòü ïðîâåäåíà òùàòåëüíàÿ äåçèíôåêöèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì 1 %-ãî ðàñòâîðà õëîðàìèíà.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ äåçèíôåêöèÿ ïîìåùåíèÿ, ïðåäìåòîâ óõîäà, ïîñóäû, áåëüÿ, èãðóøåê ïðîâîäèòñÿ ðîäèòåëÿìè. Ïðèâèâêè ïðîòèâ äèôòåðèè ïðîâîäÿòñÿ äèôòåðèéíûì àíàòîêñèíîì ñîãëàñíî ïðèâèâî÷íîìó êàëåíäàðþ ñ 3-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà.

Àíàòîêñèíû âûçûâàþò ðåäêèå ìåñòíûå ðåàêöèè (ïîêðàñíåíèå, óïëîòíåíèå â ìåñòå óêîëà) è îáùåå íåäîìîãàíèå.

Äèôòåðèéíûé àíàòîêñèí ïðàêòè÷åñêè íå èìååò ïðîòèâîïîêàçàíèé, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ ìíîãî÷èñëåííûìè èññëåäîâàíèÿìè.

Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâåäåíèå ïëàíîâûõ ïðèâèâîê áåðåìåííûì.

Íåïðèâèòûå âçðîñëûå ìîãóò ñäåëàòü ïðèâèâêó â ïðèâèâî÷íîì êàáèíåòå ðàéîííîé ïîëèêëèíèêè. Äèôòåðèÿ ó âçðîñëûõ ïðîòåêàåò â òàêèõ æå êëèíè÷åñêèõ ôîðìàõ, êàê è ó äåòåé.

Ëèòåðàòóðà:
1. Çäîðîâüå âàøåãî ðåáåíêà. Íîâåéøèé ñïðàâî÷íèê./Ïîä ðåê. Â.À.Àëåêñàíäðîâîé.Èçâ-âî Ýêñìî, 2003 ã.
2.Ïîïóëÿðíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ./Ïîä ðåä. Á.Ï.Ïåòðîâñêîé, 1987ã- 704ñ

Источник: http://med39.ru/article/child_inf/dephtheria.html

Ссылка на основную публикацию