Дифтерия

забор материала на дифтерию

Ïîêàçàíèÿ. Áàêòåðèîëîãè÷åñêîìó èññëåäîâàíèþ ïîäëåæàò: 1) ñ äèàãíîñòè÷åñêîé öåëüþ áîëüíûå ñ ïîäîçðåíèåì íà äèôòåðèþ åæåäíåâíî â òå÷åíèå 3-õ äíåé ñ ìîìåíòà îáðàùåíèÿ; áîëüíûå ñ íàëåòîì íà ìèíäàëèíàõ, äóæêàõ, ÿçû÷êå, ñ ïîäîçðåíèåì íà ïàðàòîíçèëëèò, ïàðàòîíçèëÿðíûé àáñöåññ, èíôåêöèîííûé ìîíîíóêëåîç, ñòåíîçèðóþùèé ëàðèíãîòðàõåèò – îäíîêðàòíî; 2) ïî ýïèäåìè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì âñå êîíòàêòíûå – îäíîêðàòíî; 3) ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ âíîâü ïîñòóïàþùèå â äåòñêèå äîìà, øêîëû-èíòåðíàòû, ñïåöèàëèçèðîâàííûå ó÷ðåæäåíèÿ äëÿ äåòåé ñ ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñàíàòîðèè äëÿ äåòåé ñ òóáåðêóëåçíîé èíòîêñèêàöèåé, ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêèå ñàíàòîðèè – îäíîêðàòíî. Èññëåäîâàíèå íàïðàâëåíî íà âûäåëåíèå âîçáóäèòåëÿ è èäåíòèôèêàöèþ åãî ïàòîãåííûõ ïðèçíàêîâ, âêëþ÷àÿ òîêñèãåíííîñòü.

Àïïàðàòóðà, èíñòðóìåíòàðèé, ìåäèêàìåíòû:

· èññëåäóåìûé ìàòåðèàë (ñëèçü è ïëåíêè ñ ìèíäàëèí, ðîòîãëîòêè, íîñà, ãëàçà, óõà, ðàíû, êîæè, âëàãàëèùà, ïóïî÷íîé ðàíêè);

· ñòåðèëüíûå âàòíûå ñóõèå òàìïîíû èëè ñòåðèëüíûå òàìïîíû, ñìî÷åííûå 5 % ðàñòâîðîì ãëèöåðèíà â ôèçèîëîãè÷åñêîì ðàñòâîðå ñ ðÍ 7,6;

· ñðåäû îáîãàùåíèÿ, ïèòàòåëüíûå ñðåäû;

· ñòåðèëüíûå øïàòåëè, ïðîâîëî÷êè, äåðåâÿííûå ïàëî÷êè, ïðîáèðêè, ïðåäìåòíûå ñòåêëà;

· áèêñû, òåïëàÿ ãðåëêà èëè ñóìêà-«òåðìîñ».

Òåõíèêà âûïîëíåíèÿ

Äëÿ âçÿòèÿ ìàòåðèàëà èñïîëüçóþò ñòåðèëüíûå ñóõèå âàòíûå òàìïîíû, à ïðè òðàíñïîðòèðîâêå â æàðêîå âðåìÿ – òàìïîíû, ñìî÷åííûå 5 % ðàñòâîðîì ãëèöåðèíà íà ôèçèîëîãè÷åñêîì ðàñòâîðå. Ìàòåðèàë ñ ìèíäàëèí è íîñà áåðóò îòäåëüíûìè òàìïîíàìè, íàòîùàê èëè íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç 2 ÷ ïîñëå åäû, ïðè õîðîøåì îñâåùåíèè ñ èñïîëüçîâàíèåì øïàòåëÿ, íå êàñàÿñü òàìïîíîì ÿçûêà, ñëèçèñòîé ùåê è çóáîâ.

Ïðè íàëè÷èè íàëåòîâ ìàòåðèàë áåðóò ñ ãðàíèöû ïîðàæåííîé è çäîðîâîé òêàíè, ñëåãêà íàæèìàÿ íà íèõ òàìïîíîì. Èññëåäóþò ïëåíêè ñ ìèíäàëèí, ãîðòàíè è äðóãèõ ó÷àñòêîâ. Ïðè ðåäêèõ ëîêàëèçàöèÿõ äèôòåðèè – ïîðàæåíèÿõ ãëàçà, óõà, ðàíû è ò.ä. – áåðóò ìàòåðèàë èç ìåñò ïîðàæåíèÿ, à òàêæå èç çåâà è íîñà.

Ïîñëå çàáîðà ìàòåðèàëà íà ïîñåâ åãî íåîáõîäèìî íåìåäëåííî äîñòàâèòü â ëàáîðàòîðèþ. Ýôôåêòèâíîñòü áàêòåðèîëîãè÷åñêîãî ìåòîäà çàâèñèò îò äëèòåëüíîñòè ïåðèîäà ìåæäó çàáîðîì ìàòåðèàëà è ïîñåâîì. Ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû âûñîêè ïðè ïîñåâå ó ïîñòåëè áîëüíîãî è ìàëîâåðîÿòíû ïðè ïîñåâå ÷åðåç 2-3 ÷ ïîñëå çàáîðà ìàòåðèàëà.

Ñîáðàííûé èç ìåñò ïîðàæåíèÿ ìàòåðèàë çàñåâàþò íà ýëåêòèâíûå ñðåäû (Ëåôôëåðà, Êëàóáåðãà) è ïîìåùàþò â òåðìîñòàò ïðè 37 î Ñ. Ïðåäâàðèòåëüíûé îòâåò îá îáíàðóæåíèè áàêòåðèé, ïîäîçðèòåëüíûõ íà äèôòåðèþ, âûäàþò ÷åðåç 24-48 ÷, à îêîí÷àòåëüíûé – ÷åðåç 48 ÷ (êóëüòóðà òîêñèãåííàÿ) èëè ÷åðåç 72 ÷ (êóëüòóðà íåòîêñèãåííàÿ). Òîêñèãåííîñòü êîðèíåáàêòåðèé äèôòåðèè îïðåäåëÿþò íà ïëîòíûõ ïèòàòåëüíûõ ñðåäàõ ìåòîäîì ïðåöèïèòàöèè â ãåëå ïî Îóõòåðëîíè.

Äëÿ ïðåäâàðèòåëüíîé îðèåíòàöèè ìîæíî ïðîâîäèòü ìèêðîñêîïèþ ìàçêîâ ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ íåìåäëåííîãî îòâåòà. Äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ìàçêà-îòïå÷àòêà íåîáõîäèìî ïðèãîòîâèòü ÷èñòîå, îáåçæèðåííîå ýôèðîì ïðåäìåòíîå ñòåêëî. Âàòíûé òàìïîí, óêðåïëåííûé íà äåðåâÿííîé ïàëî÷êå èëè ìåòàëëè÷åñêîé ïðîâîëî÷êå, óâëàæíÿþò èçîòîíè÷åñêèì ðàñòâîðîì õëîðèäà íàòðèÿ è ââîäÿò â íîñîâîé õîä (èëè ñî ñëèçèñòîé íåáíûõ ìèíäàëèí), äåëàþò íåñêîëüêî âðàùàòåëüíûõ äâèæåíèé. Ïîñëå ýòîãî òàìïîí ïîìåùàþò íà ïðåäìåòíîå ñòåêëî è ïðîèçâîäÿò îòïå÷àòêè.  ìàçêàõ ïðè ìèêðîñêîïèè îáíàðóæèâàþò ïîïàðíî ïîä óãëîì äðóã ê äðóãó ðàñïîëîæåííûå ïàëî÷êè-âîçáó­äèòåëè çàáîëåâàíèÿ.

Äàòà äîáàâëåíèÿ: 2016-01-07 ; ïðîñìîòðîâ: 1784 ; ÇÀÊÀÇÀÒÜ ÍÀÏÈÑÀÍÈÅ ÐÀÁÎÒÛ

Источник: http://helpiks.org/6-42347.html

Этапы выполнения манипуляции

Соблюдение требований по безопасности труда при выполнении услуги (обработка рук)

до и после проведения процедуры провести гигиени­ческую обработку рук

во время процедуры обязательно использование средств индивидуальной защиты

Выбор средств, для выполнения манипуляции

Стерильные зонды-тампоны, вмонтированные в сте­клянную пробирку с транспортной средой.

Тампон в виде капли.

спирт этиловый 70° или другой антисептик для обработки рук персонала

Информирование пациента о выполняемой процедуре

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и до­полнительная информация для пациента и членов его семьи

Пациент должен быть информирован о предстоящей процедуре. Инфор­мация о процедуре, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели данного действия.

Письменное подтверждение согласия пациента или его родственников не требуется, так как данное действие не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента

Алгоритм забора носоглоточной слизи

Подготовка к процедуре:

подготовить на манипуляционном столике необходимое оснащение

представиться пациенту, объяснить ход и цель предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоя­щую процедуру

Обработать руки гигиеническим способом, осушить

Методика взятия материала сухим и увлажненным тампоном из зева одинако­ва

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  прививка от дифтерии в 14

Попросить пациента открыть рот, левой рукой зафиксировать с помощью шпателя корень языка

Правой рукой ввести тампон в полость рта, продвигая его за корень языка

Круговым движением взять мазок с глоточного кольца, однократно, не касаясь языка и щек, малого язычка. При наличии налета материал берут с границы пораженных и здоровых тканей.

Осторожно над шпателем извлечь тампон из полости рта и поместить в про­бирку. Тампоны доставляют в лабораторию. Сухой тампон засеять на чашку с питательной средой, а увлажненный инкубируют при 37°С — 24 часа.

Методика взятия материала сухим тампоном из носа

Не касаясь крыльев носа, тампон вводят в один, а потом в другой носовой ходы.

Тампон засеять на питательную среду, а затем поместить в среду обогаще­ния.

снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции

обработать руки гигиеническим способом, осушить

сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию и оформить направление

организовать доставку пробы в лабораторию в течение двух часов.

Особенности выполнения методики

Материал рекомендуется брать натощак или через 2-3 часа после еды.

Оценка достигнутых результатов

Правильный забор материала и доставка пробы в лабораторию.

Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской доку­ментации

Источник: http://studfiles.net/preview/3590614/

Îñíàùåíèå: ìàíèïóëÿöèîííûé ñòîë, ôàíòîì «ãîëîâà», øòàòèâ ñî ñòåðèëüíûìè ïðîáèðêàìè (îäíîðàçîâûå èíôåêò-òàìïîíû), øïàòåëü ñòåðèëüíûé, ìàðêåð, ëîòîê, åìêîñòü äëÿ óòèëèçàöèè ìåäèöèíñêèõ îòõîäîâ, äåçèíôèöèðóþùèé ðàñòâîð (3% ðàñòâîð õëîðàìèíà), êîíòåéíåð äëÿ òðàíñïîðòèðîâêè áèîìàòåðèàëîâ, íàïðàâëåíèå íà ìèêðîáèîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, ðó÷êà.

· Óñòàíîâèòü äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ ñ ïàöèåíòîì.

· Îáúÿñíèòü ïàöèåíòó ñìûñë è íåîáõîäèìîñòü ïðåäñòîÿùåãî èññëåäîâàíèÿ, ñðîêè ïîëó÷åíèÿ ðåçóëüòàòà èññëåäîâàíèÿ è ïîëó÷èòü ñîãëàñèå íà ïðîöåäóðó.

· Âûìûòü è ïðîñóøèòü ðóêè.

· Íàäåòü ìàñêó, î÷êè èëè çàùèòíûé ýêðàí, ïåð÷àòêè. Óñàäèòü óäîáíî ïàöèåíòà, ëèöîì ê èñòî÷íèêó ñâåòà.

· Ïîäïèñàòü ïðîáèðêó «çåâ». Çàïîëíèòü íàïðàâëåíèå íà èññëåäîâàíèå.

· Ïðîíóìåðîâàòü ïðîáèðêó (ïîðÿäêîâûé íîìåð íà ïðîáèðêå äîëæåí ñîîòâåòñòâîâàòü íîìåðó íàïðàâëåíèÿ ñ óêàçàíèåì ÔÈÎ ïàöèåíòà) è óñòàíîâèòü åå â øòàòèâ. Çàïîëíèòü áëàíê íàïðàâëåíèÿ íà èññëåäîâàíèå.

· Âçÿòü â ëåâóþ ðóêó øïàòåëü è ïðîáèðêó ñ ïîìåòêîé «çåâ» è ñîîòâåòñòâóþùèì ïîðÿäêîâûì íîìåðîì.

· Ïîïðîñèòü ïàöèåíòà øèðîêî îòêðûòü ðîò.

· Çàôèêñèðîâàòü ÿçûê, íàäàâèâ øïàòåëåì íà êîðåíü ÿçûêà.

· Èçâëå÷ü ïðàâîé ðóêîé èç ïðîáèðêè ñòåðæåíü ñî ñòåðèëüíûì òàìïîíîì, äåðæà åãî çà ïðîáèðêó.

· Ââåñòè ñòåðæåíü ñî ñòåðèëüíûì òàìïîíîì ïî øïàòåëþ â ðîò ïàöèåíòà, íå êàñàÿñü ÿçûêà, çóáîâ, ñëèçèñòîé ùåê.

· Ñíÿòü ñëèçü èëè ïëåíêó íà ãðàíèöå íàëåòà è íåïîâðåæäåííîé òêàíè ñ îáåèõ ìèíäàëèí, íåáíûõ äóæåê, ÿçû÷êà.

· Èçâëå÷ü òàìïîí, íå êàñàÿñü ùåê, çóáîâ, ÿçûêà (ïî øïàòåëþ).

· Âûíóòü øïàòåëü. Ïîãðóçèòü â äåçèíôèöèðóþùèé ðàñòâîð.

· Ââåñòè òàìïîí â ïðîáèðêó, íå êàñàÿñü íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè è äíà ïðîáèðêè.

· Çàêðûòü ïëîòíî ïðîáèðêó ïðîáêîé.

· Ïîñòàâèòü ïðîáèðêó â øòàòèâ.

· Îôîðìèòü íàïðàâëåíèå â ëàáîðàòîðèþ.

· Ñíÿòü ïåð÷àòêè, ìàñêó, ïîëîæèòü èõ â åìêîñòü äëÿ óòèëèçàöèè ìåäèöèíñêèõ îòõîäîâ. Âûìûòü è âûñóøèòü ðóêè. Îòïðàâèòü ïðîáèðêó â ëàáîðàòîðèþ â ñóìêå «òåðìîñ».

178.248.85.147 © studopedia.ru Íå ÿâëÿåòñÿ àâòîðîì ìàòåðèàëîâ, êîòîðûå ðàçìåùåíû. Íî ïðåäîñòàâëÿåò âîçìîæíîñòü áåñïëàòíîãî èñïîëüçîâàíèÿ. Åñòü íàðóøåíèå àâòîðñêîãî ïðàâà? Íàïèøèòå íàì | Îáðàòíàÿ ñâÿçü.

Îòêëþ÷èòå adBlock!
è îáíîâèòå ñòðàíèöó (F5)

î÷åíü íóæíî

Источник: http://studopedia.ru/11_110261_algoritm-vipolneniya-manipulyatsii-vzyatiya-materiala-dlya-bakteriologicheskogo-issledovaniya-iz-zeva-i-nosa-na-difteriyu.html

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  вич прививка от дифтерии

МАТЕРИАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Смотри инструкцию №1.

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ИНСТРУКЦИЯ № 29

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Смотри инструкцию №1.

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  дифтерия симптомы у взрослых лечение

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Источник: http://allrefrs.ru/5-20978.html

Взятие мазков из зева и носа для бактериологического исследования на дифтерию должны осуществлять медицинские работники (врач, фельдшер, медицинская сестра, лаборант) после соответствующего инструктажа.

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны.

Материал с миндалин и из носа забирают отдельными тампонами натощак или не менее чем через 2 часа после еды, а также до применения полоскания или других видов лечения.

При дифтерии редких локализаций (глаз, уха, кожи, раны и др.) помимо материала из пораженных участков необходимо взять также мазки из зева и носа.

Мазок из зева следует брать при хорошей освещенности под контролем глаза, с использованием шпателя. Вращательными движениями тампона необходимо захватить слизь с пораженных миндалин на границе воспалительного очага с налетами и здоровых тканей. При отсутствии наложений (налета) слизь забирают с поверхности миндалин, небных дужек, язычка, при этом нельзя касаться слизистой языка и щек.

При взятии слизи из носа следует предварительно очистить носовые проходы или протереть слизистые сухим ватным фитилем и убрать корки. После этого надо снять секрет, вводя тампон глубоко в каждую ноздрю и плотно прикасаясь всеми его сторонами к стенкам и перегородке носа.

При прямой ларингоскопии материал (слизь, пленка) собирают непосредственно из гортани. В случаях оперативного вмешательства для бактериологического исследования слизь следует брать из интубационной трахеотомической трубки, а также пленки, измельченные при операции.

При исследовании на дифтерию пораженных участков кожи их необходимо протереть промокательными движениями стерильной марлевой салфеткой или тампоном, смоченными стерильным физиологическим раствором, осторожно приподнять или отодвинуть струпы и корочки и после этого взять тампонами секрет с пораженного участка.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее 3 часов после взятия материала. При проведении обследования в отдаленных районах материал засевается в пробирки с транспортной средой или на чашки с селективной питательной средой и в течение суток доставляется в лабораторию.

В стационаре при наличии термостата забор материала следует проводить круглосуточно, используя чашки с селективной питательной средой. Засеянные чашки от больных, поступивших в вечернее и ночное время, передаются утром в бактериологическую лабораторию.

Для постмортального исследования на коринобактерии дифтерии материал следует брать с миндалин, гортани и полости носа (слизь, пленки).

Пробирки от одного лица должны быть скреплены вместе. На каждой пробирке должен быть четко написан порядковый номер анализа в соответствии с прилагаемым списком.

В сопроводительном документе на все анализы должны быть фамилия, адрес, название учреждения, направляющего материал, происхождение материала (нос, зев), цель обследования (диагноз, по эпидпоказаниям).

Приложение N 2
к СП 3.1.2.1108-02

Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/288073

Ссылка на основную публикацию